Когда составляется протокол об административном правонарушении
Протокол об административном нарушении — основополагающий документ, на базе которого выносится решение по тому либо иному делу. Предъявляемые к содержанию этого документа требования базируются на КоАП РФ. Не соответствующий форме либо имеющий нарушения протокол об административном нарушении возвращается составившему его должностному лицу.
В протоколе об административном нарушении фиксируется факт нарушения законодательных нормативов, а потому этот документ должен составляться уполномоченными на эту акцию должностными лицами.
Основания для составления протокола об административном правонарушении
Роль базовых факторов могут играть:
- Обнаружение факта, свидетельствующего о нарушении закона (если сотрудник не имеет полномочий на рассмотрение дела, касающегося протокола об административном нарушении).
- Обжалование ответчиком предъявляемого ему обвинения в несоблюдении закона.
- Выявление совершенного не достигшим 18-летия гражданином отступления от законодательных норм.
- Обнаружение факта отступления от закона, если за этот акт предусмотрено более строгое, по сравнению с предупреждением, наказание, и в случае, когда отступление от нормативов осуществил не заключивший контракт курсант военного вуза, либо служащий на основе призыва гражданин.
Уполномоченные составлять протоколы об административном нарушении
В категорию уполномоченных на составление протокола об административном нарушении лиц входят:
- сотрудники учреждения полиции;
- лица с должностным статусом, работающие в органах, контролирующих работу НКО (в т.ч. подразделений иностранных фирм, обществ религиозной, политической и общественной направленности);
- инспекторы налоговой службы;
- работающие по линии МЧС;
- должностные лица Росреестра;
- должностные лица таможенной службы и органы, осуществляющие экспортный контроль;
- сотрудники погранзоны;
- работники органов соцзащиты;
- работники Росздравнадзора.
Список лиц, имеющих исключительное право на составление протоколов об административном нарушении, фиксируется в статье 28.3 отдельным порядком:
- участвующие в проведении референдумов члены комиссий и избиркомов;
- члены комиссий, уполномоченных на ведение дел в отношении несовершеннолетних;
- инспекторы Счетной палаты;
- сотрудники фондов внебюджетной категории (в отношении нарушений, связанных с перечислением в эти фонды денег);
- работающие в системе уголовно-исполнительной категории: нарушения, касающиеся объектов этой системы;
- должностные лица подведомственных учреждению Минфина предприятий;
- подчиняющиеся Росгвардии лица, работающие во вневедомственной охране и иных касающихся Росгвардии организациях;
- должностные лица, ответственные за госпожнадзор, а также охрану леса;
- инспекторы организаций, деятельность которых распространяется на охрану окружающей среды;
- должностные лица «Росатома»;
- судовые капитаны;
- работники органов, контролирующие охрану животного мира;
- руководители подразделений противопожарной службы.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Для рассмотрения протокола об административном нарушении необходимо соблюдать установленный для него порядок оформления. Составляющий протокол об административном нарушении сотрудник обязан (согласно КоАП РФ) дать сторонам разъяснения по поводу их прав и обязанностей. Соответствующая отметка должна быть зафиксирована в документе.
Гражданин должен контролировать оформление протокола сотрудником. При обнаружении процедурного нарушения, он имеет право заявить по этому поводу возражение. Лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должно быть ознакомлено с документом.
Если в совершении административного правонарушения подозревается лицо с юридическим статусом, то содержание документа обязан изучить представитель компании. Изучивший протокол гражданин наделяется правом предоставлять свои объяснения. Кроме того, исходящие от него и относящиеся к тексту замечания должны стать дополнением к документу.
Если гражданин либо представитель юридического лица не явился к составляющему протокол уполномоченному лицу, документ будет оформлен без его участия. Скан-копия отправляется в адрес ответчика в течение трех (с момента формирования документа) дней.
Срок составления протокола об административном правонарушении
Направленный на фиксацию протокол об административном нарушении оформляется сразу после того, как был совершен акт уклонения от закона. Срок, в течение которого он должен быть составлен, в КоАП не конкретизируется, там присутствует лишь термин «немедленно». Тем не менее при наличии необходимости получения информации по поводу нарушителя либо выяснения сопутствующих делу обстоятельств, документ может быть оформлен за двое суток (это максимум).
Срок оформления документа может растянуться на два дня при отсутствии сведений следующих категорий:
- Смягчающие либо отягчающие обстоятельства, не прояснённые особенности нарушения, наличие у подозреваемого гражданина сертификатов, лицензий либо иных относящихся к делу документов.
- Сведения о совершившем административное правонарушение лице: место работы, детали из удостоверения личности, размер личного дохода, наличие предыдущих санкций в плане административной ответственности.
- Сведения о гражданине с юридическим статусом: банковские счета и реквизиты таковых, фиксация факта постановки на учет, адреса, а также конкретизация ИНН.
По результатам расследования административного правонарушения оформляется протокола.
Образец составления протокола об административном правонарушении
При составлении протокола об административном правонарушении применяется утвержденная административными регламентами форма.
В такой форме должны быть зафиксированы:
- место составления документа и соответствующая дата;
- ФИО лица с должностным статусом, его должность;
- сведения, имеющие отношение к нарушителю;
- информация о свидетелях и пострадавших;
- отсылка к статье КоАП, устанавливающей те или иные санкции;
- объяснение совершившего административное правонарушение лица (в письменном виде).
Наличие понятых, участвовавших в производстве, должно быть отмечено в составляемом документе. В отношении этих лиц указываются данные удостоверения личности, адреса, обязательно ФИО и контактные данные. Озвученные этими гражданами (которых должно быть не менее двух) замечания допускается отразить в протоколе.
Если при выявлении административного правонарушения должностные лица вынуждены были применить специфические средства, соответствующие ситуации показания этих лиц также должны присутствовать в документе. При этом номер примененного средства, как и его наименование, обязательно должны быть зафиксированы.
Протокол об административном правонарушении подписывается двумя сторонами: составителем и нарушителем. При отказе последнего документ дополняется соответствующей отметкой.
Если возникает необходимость в изложении дополнительных, не предусмотренных для внесения в протокол, обстоятельств, то установленные факты должны быть зафиксированы в отдельном рапорте. Например, полицейский может, если посчитает нужным, дополнить документ схемой ДТП, которая также должна быть подписана обеими сторонами.
Скан-копия акта об административном правонарушении вручается правонарушителю под роспись.
Когда не нужен акт об административном правонарушении
Наказание для совершившего правонарушение лица с физическим либо юридическим статусом не всегда может осуществляться на базе протокола. Если в качестве наказания гражданина штрафуют либо предупреждают, уполномоченное лицо может вместо протокола оформить постановление (непосредственно на месте нарушения), ксерокопия которого выдается совершившему противоправное деяние лицу.
В случае несогласия обвиняемого с выводами должностного лица и стремлении к оспариванию им своей вины без протокола об административном нарушении, дополняющего постановление, обойтись не получится.
Если уклонение от законодательных норм, повлекшее за собой правонарушение, основано в области дорожного движения либо территориальном благоустройстве, при этом противоправное деяние зафиксировано техсредством автоматизированного вида, то наличие протокола не требуется.
В этой ситуации отпадает нужда в участии нарушителя при составлении постановления, экземпляры которого, дополненные доказательствами, направляются в адрес нарушителя (он должен получить их максимум через три дня) в электронном виде либо через почтовую связь.
Если нарушение в налоговой сфере было выявлено в процессе осуществляемого принадлежащей ФНС автоматизированной системой контроля, при этом вина нарушителем признана, участие его в процессе оформления постановления не требуется, протокольный акт не составляется.
Здесь в список нарушений попадают:
- работа без использования кассового аппарата;
- использование устройств, не соответствующих стандартам;
- непредоставление чека покупающему.
Резюме
В процессе производства по делу об административном правонарушении следует составить несколько различных документов, одним из которых является выше рассмотренный протокол.
Форма его утверждена госорганами (регламенты административного порядка).
В такой форме должны быть зафиксированы:
- место составления документа и соответствующая дата;
- ФИО лица с должностным статусом и его должность;
- сведения, касающиеся нарушителя;
- информация о свидетелях и пострадавших;
- указание на устанавливающую те или иные санкции статью КоАП;
- объяснение совершившего административное правонарушение лица (письменный вид).
Направленный в судебную инстанцию протокол, в случае, если таковой был составлен с нарушениями, отсылается на доработку.