Какие семьи считаются неблагополучными
32 557 человек стали потерпевшими в преступлениях, совершенных в собственных семьях на момент 2020 года. Из этих показателей 7672 случая являются преступлениями, совершенными родителями по отношению к собственным детям.
Несомненно, семьи, где произошли подобные случаи, попадают в разряд неблагополучных, но само понятие «неблагополучная семья» гораздо шире. Это семьи, где родители не выполняют свои обязанности в полной мере и не удовлетворяют все необходимые нужды своих детей.
Что такое неблагополучная земля
Как известно, родители несут ответственность за своих детей. Это предусмотрено как на моральном, так и на законодательном уровне. Родители всегда должны участвовать в разностороннем развитии своего ребенка, заботиться о его здоровье, воспитывать должным образом и давать ему все, что необходимо для полноценной жизни. Если эти условия не соблюдаются, соответственно, такая семья считается неблагополучной.
Кого мы в этой статье называем родителями и семьей
В этой статье, термин «родители» применяется не только к биологическим маме и папе, но и к любым другим законным представителям (опекуны, усыновители и т.п.). Термин «родитель» в этой статье – человек или организация, которая должна заботиться о ребенке на законных основаниях.
Семьёй считаются люди, проживающие на одной территории (живущие вместе) и ведущие общее хозяйствование. Они могут состоять в браке (жена и муж) или не состоять, но иметь общих детей или ребенка. Также к семье можно отнести единственного родителя или опекуна (любого законного представителя ребенка).
Термин «неблагополучная семья» в законодательстве нигде не указан и о нем ничего не сказано. Но закон на этот счет предусматривает несколько другие понятия, такие, как «несовершеннолетний или семья, находящиеся в социально опасном положении».
Несовершеннолетние дети, находящиеся в социально опасном положении – это дети, которые по причине беспризорности или безнадзорности находятся в опасном положении. Данное положение поясняется тем, что дети постоянно подвержены какой-либо опасности (причины, способствующие к образованию всякого рода травм). К примеру: во время зимних холодов ребенок не одет по погоде и не утеплен должным образом.
Или родители специально или неумышленно забывают ребенка, подвергая его опасности обморожения и причинению другого следственного вреда здоровью. Также социально опасным положением считается беспрепятственный доступ к опасным лекарствам и приспособлениям (ножи, бритвы и др.), которые маленький ребенок может запросто взять и нанести неумышленный вред себе и близким.
Помимо этих случаев, термин «человек, находящийся в социально опасном положении» применяется и к людям, совершившим какое-либо серьезное правонарушение или периодически (не однократно) употребляющим алкоголь и наркотики, занимающимся попрошайничеством, бродяжничеством или еще хуже, проституцией.
Семьи с социально опасной обстановкой имеют следующие характеристики:
- В семье имеются родные дети, находящиеся в опасном социальном положении.
- Родители не дают все то, что необходимо их детям для полноценной жизни и развития.
А сейчас приведем критерии понятия «жестокое обращение с ребенком» по Конвенции ООН:
- Все виды психического и физического насилия.
- Грубое обращение и злоупотребление, в том числе и сексуальное.
- Небрежное обращение и полное отсутствие заботы.
- Все виды злоупотребление по отношению к ребенку или детям и оскорбления.
Семейный кодекс на этот счет говорит нам о том, что жестокое обращение с детьми — это психическое или физическое насилие над собственными детьми (над родными или приемными), в том числе и покушение на их половую неприкосновенность.
Исходя из вышенаписанного можно сказать, что неблагополучная семья – это семья, где родители не выполняют свои родительские обязанности по отношению к собственным детям, не удовлетворяют нужды своих детей и жестоко с ними обращаются. Примерами могут послужить случаи, где дети находятся без присмотра, зачастую голодны и одеты не по погоде. Также такие дети могут не получать должного образования в соответствии с возрастом, не проходят должное лечение, если больны и подвергаются насилию в любой форме.
Также законодательством предусмотрено ещё одно определение, относительно нашей темы — «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Что такое трудная жизненная ситуация? Это обстоятельства, которые делают жизнь человека хуже и труднее, и без помощи сам он справится с этими трудностями не может. Если эту ситуацию применять к детям, то здесь можно сказать, что недостаточное развитие в физической и психологической форме, сиротство, неблагополучие семьи или выступление семьи жертвами различных бедствий и катастроф, служат примерами данного определения.
Но самое главное здесь, что трудная жизненная ситуация может вовсе не относиться к неблагополучию семьи, но может стать ее причиной. И во избежание плохого стечения обстоятельств, таким людям, детям и семьям необходима помощь.
В общественном понимании неблагополучная семья — это семья, где ее участники страдают от наркозависимости, алкоголизма или бедности. Но это всего лишь общественное восприятие – в реальности все в разы сложнее. Сюда ведь также можно отнести семьи, где у обоих или одного родителя имеются серьезные психические заболевания, или где родитель/родители уходят из семьи на продолжительный срок, оставляя детей на родственников или одних.
Типы, характеристики и виды и примеры неблагополучных семей
Законодательство РФ не предусматривает в своем содержании термина «неблагополучная семья». Научная литература лишь предусматривает на этот счет следующие понятия: аморальные семьи, антисоциальные, кризисные, проблемные и асоциальные.
Разделение каждого вида семей на подтипы связано с психологическим климатом в общине, а не ее финансовым состоянием или составом (полная семья или неполная). Это значит, что неправильно считать семью неблагополучной, когда в семье есть только один родитель или у семьи маленький доход. Понятие неблагополучной семьи включает в себя неполноценное отношение к ребенку и недолжное выполнение своих родительских обязанностей.
Проблемная семья не имеет явно выраженных конфликтов, но родители не справляются со своими обязанностями по отношению к своим детям. К примеру родители не следят за успеваемостью по учебе, не контролируют посещаемость учебного заведения их ребенком/детьми, одевают одежду не по сезону из-за ее отсутствия.
Также здесь имеет место быть гиперопека — чрезмерное внимание ребенку, которое ему может и навредить. Дети в таких семьях обычно лишены привязанности с родителями и значимого взрослого.
Проблемные семьи выявляют и стараются помочь в основном окружение ребенка со стороны обучения — это воспитателя детского сада или учителя в школе. Закон об основах системы профилактики безнадзорности гласит, что любые учреждения образования обязаны заниматься детьми, которые периодически пропускают занятия или отсутствуют без уважительной причины. Таких детей выявляют педагоги или воспитателя и помогают дать им соответствующее образование. Как выявляют такие семьи и каким образом происходит помощь будет описано далее.
Кризисная семья. Здесь название говорит само за себя — такая семья переживает некий кризис, который напрямую взаимодействует с поведением детей этой самой семьи. Это может быть смерть близкого родственника, изменение состава семьи (кто-то из ее членов ушел или пришел новый), появление серьезных жилищных проблем или родитель/родители потеряли работу.
Приведем пример кризисной семьи для более понятного восприятия данного вида.
В одном городе имеется полная семья с троими детьми, старшему из которых было 4 года. Глава семьи постоянно избивал мать, дети все это видели практически каждый раз.
Об этой семье сообщила медсестра из детской поликлиники, которая наблюдала младшего, недавно родившегося ребенка. Медработник заметила, что в доме грязно, и как минимум нет свежего постельного белья, что является сигналом к разбирательству. Исходя из этой ситуации, семье присвоили статус неблагополучной и поставили на специальный учет.
Двух младших детей изъяли из семьи и поместили в дом малютки (им еще не исполнилось 3 года), а старшего четырехлетнего мальчика отправили в приют.
Родителям предложили пойти на путь исправления и улучшить условия проживания, купив новый более пригодный для жилья, дом. Благо у них имелся неиспользованный материнский капитал, который располагал приобретением нового жилья. Но мать и отец так и не использовали шанс стать счастливой и полной семьей.
Государство может помочь кризисным семьям, предложив работу через центр занятости или специальный социальный контракт. Социальный контракт – это договор между семьей с малым доходом и фондом социальной защиты населения на предоставление семье безвозмездной выплаты на улучшение качества жизни. Деньги можно потратить только на те нужды, что указаны в списке индивидуальной государственной программы. Чуть позже поговорим об этом подробнее.
Асоциальная семья. Данный тип семьи характеризуется пренебрежением взрослых родителей по отношению к собственному ребенку. Взрослые часто обижают ребенка, подвергают жестокому обращению и даже насилию различных видов. Самая частая причина таких отношений – алкогольная зависимость родителей/родителя или других участников семьи.
Нередко здесь может возникнуть ситуация, когда старший ребенок проявляет самостоятельность, тем самым скрывая образ жизни своей семьи. Проявляется это ранним поступлением на работу и присмотром за младшими братьями или сестрами.
Самая главная характеристика асоциальной семьи — отсутствие заботы и любви родителей к своим детям. Также родители не удовлетворяют их нужды и не защищают права и интересы. Такое отношение встречается не везде, но в большинстве случаев оно все же имеет место быть.
Примером здесь служит семья, в которой имеется мать и три дочери дошкольного возраста. Самой младшей девочке только исполнился 1 год. Мать частенько выпивала алкогольные напитки и приглашала гостей, создавая шумные компании. Старшие девочки холили в магазин за продуктами первой необходимости, когда мать это сделать была не в состоянии. Преимущественно они брали молоко для своей младшей сестры.
Как выяснилось, женщину уже лишали родительских прав на еще двух старших детей. Здесь сигналом стало обращение из детского сада, куда ходили дети. Откликнувшись, представители органов опеки решили немедленно осмотреть квартиру, в которую попали примерно через час после того, как к ней пришли — открыли квартиру далеко не сразу.
Когда сотрудники опеки все-таки вошли в жилое помещение, обнаружилось, что помимо матери и троих дочерей, в квартире находились еще двое нетрезвых взрослых гостей. Детей сразу же отвезли в медицинское учреждение на осмотр — им понадобилась медицинская помощь. После осмотра и выдачи рекомендаций детей забрали родственники.
Для того, чтобы решить сложившуюся семейную проблему, женщине предложили пройти лечение от алкогольной зависимости и устроиться на работу через государственный центр занятости. Женщина прошла должное лечение, но смогла долго жить без алкоголя, после чего ее безвозвратно лишили родительских прав на всех детей. Сейчас старшие девочки живут на попечении у родной тети, а младшую забрали другим родственники, которые живут вдалеке от ее родного города.
Также сюда можно отнести и следующий пример: мать-одиночка, воспитывала сына и все вроде было хорошо. Мама ходила на работу, а сын – в школу. Но есть одно но: после учебного дня, когда сын и мама были дома, женщина запирала собственного ребенка в комнате с заколоченными окнами и никуда не выпускала. В роли туалета для мальчика было ведро. Из-за данных регулярных действий молодой человек плохо контактировал со сверстниками, был бледным, да и мышцы были развиты очень плохо.
Рассказал об этой семье органам опеки глава поселка по месту их проживания. По итогу, с семьей поработал психолог, но далее решался вопрос и о проведении беседы с психиатром.
Ниже приведем еще несколько примеров асоциальной семьи: в одном городе проживала полная семья (мать отец и сын).
Однажды ребёнок в этой семье повредил себе глаз, но мать отреагировала на этот факт равнодушно. Вовремя женщина не обратилась к врачу, посчитав, что травма глаза, возможно, решится сама собой. Но мальчик, к сожалению, остался инвалидом с одним функционирующим глазом. После случившегося, он долго не мог оправится от травмы. Но травма здесь не только физическая, но и психическая, так как сверстники постоянно дразнили мальчишку и от этого он был замкнутым и не общительным.
Далее сына изъяли из семьи и отправили в приют, лишив родителей прав.
Ну и напоследок рассмотрим случай, когда в семье жила девочка инвалид с вывернутыми ступнями и затруднённой жевательной функцией (кормить ее было необходимо только через трубочку). Лечить ребенка мать напрочь отказывалась и по этой причине ее дочь отправили в дом малютки (девочке не было и трех лет).
Спустя некоторое время появилась возможность сделать операцию на ступни девочке, но на это требовалось согласие матери, которое та никак не давала. Забрав девочку обратно в семью, женщина негативно отзывалась на проведение операции. Но спустя время операцию все-таки провели и успешно.
Но проблемы в асоциальных семьях могут быть и другого характера. Для ясности вышесказанного приведем очередной пример. Многодетная мать – одиночка не работала и проживала то у также неработающих родственников, то в доме, купленном на материнский капитал без отопления (отапливали дом газовой плитой или обогревателями). Совместно проживающие братья матери, бабушка и сама мать частенько приводили в дом гостей и устраивали пьяные гулянки. Развитием детей никто не занимался, да и они даже не ходили в детский сад. Медпомощь им также оказывалась несвоевременно или вообще не оказывалась.
Об этой семье в органы опеки сообщили медики из районной больницы, так как детям за долгое время не проводили диспансеризацию и не делали соответствующие прививки согласно их возрасту. Откликнувшись на сигнал, сотрудники опеки предлагали всяческую помощь семье, но мать грубо давала отказ на все предложения, согласившись лишь на медосмотр ее детей. После осмотра, рекомендации матерью выполнены не были.
После произошедшего, детей все же забрали в дом малютки и приют – данная процедура проводилась через суд. После вынесения решения о изъятии детей, женщина ни разу не навещала детей и даже не звонила для того, чтобы поинтересоваться о их состоянии. Позже за неуплату в доме проживания детей отключили газ и воду.
Аморальная семья. Данный тип характеризуется полным отсутствием моральных семейных ценностей.
Самой распространенной причиной данного явления — наркотическая или алкогольная зависимость родителей или других близких родственников семьи, проживающих вместе. Также в таких семьях никак не занимаются детьми: не одевают их должным образом, не следят за их гигиеной, не воспитывают и не следят за успеваемостью и не лечат, если те заболели. Также имеет место быть жестокое обращение с несовершеннолетними.
Что касается жилья, то в таких семьях взрослые никак не следят и за местом своего проживания. В домах грязно, возможен неприятный запах и антисанитария. Часто отсутствует газ, электричество и вода.
С продуктами питания также туго: семья не имеет таких продуктов, как молоко, яйца мясо и крупы — необходимых для полноценного развития детей.
И снова приведем несколько примеров
Мать-одиночка с двумя маленькими детьми занималась бродяжничеством, несмотря на то, что у них был свой дом, купленный на материнский капитал. Психическое состояние матери было явно не в норме – размышляла она не как взрослый человек, но никаких доказательств в виде медицинских документов не было. Женщина со своими маленькими детьми ходила из деревни в деревню и на очередном месте пребывания начинались гулянки с употреблением алкоголя взрослыми.
Об этой семье в органы опеки сообщил некий аноним, позвонивший на горячую линию организации и сообщивший обстановку. Звонивший сообщил, что женщина и дети были в доме, где проживал одинокий мужчина и очередной раз началось шумное пьяное застолье. Представители органов опеки незамедлительно отреагировали на сигнал и выехали для его проверки.
Приехав на указанное место, специалисты увидели двух уставших и грязных мальчиков. Одному из них была необходима срочная медицинская помощь, но их мать этого не понимала. И для начала семью забрали на медицинское обследование.
Вылечив детей, их направили в государственные учреждения опеки: младшего ребенка — в дом малютки, а старшего — в приют. Мать периодически навещала их и звонила для того, чтобы узнать о состоянии детей, но устроиться на нормальную работу и обеспечить семью, к сожалению, она не могла. Состоялся суд, и женщину лишили родительских прав, так как обеспечить нормальную жизнь детям, она была не в состоянии. Позже детей забрали в хорошую семью и их жизнь значительно наладилась.
Антисоциальная семья. Родители в таких семьях, нередко нарушают общественный порядок и ведут антисоциальный образ жизни – выпивают в общественных местах или еще того хуже, могут спаивать своих несовершеннолетних детей. Взрослые могут ограничивать своих детей в еде и свободе, унижают их и ни во что не ставят. Имеются случаи, когда родители принуждают детей к попрошайничеству и воровству.
Для законной защиты интересов детей ч таких семьях, за семьями ведут контроль социальные педагоги органы социальной защиты и полиция. Создаются специальные социальные комиссии по делам несовершеннолетних. Далее будет подробно разъяснено, кто и каким образом помогает таким семьям.
Неблагополучные семьи также подразделяются и на другие типы:
- Педагогически несостоятельные: семьи, где воспитание детей происходит вопреки социальным общепринятым нормам и противоречат его естественному развитию. Нередко такие дети не ходят в детсад или ходят, но часто пропускают дни без уважительной причины. Дома с несовершеннолетними также никто не занимается.
- Конфликтные или привычно-конфликтные: семьи, где имеют место быть конфликтные ситуации по причине разногласий в интересах сторон и их потребностях.
- Ригидные псевдо-солидарные: семьи, где имеется беспрекословный лидер. Его все слушают и выполняют его наставления. Но теплота и моральное спокойствие между членами семьи отсутствует.
- Деструктивные: семьи между членами которых нет душевной близости. Именно по этой причине обстановка в общине находится в постоянном напряжении и даже кто-то может быть отдален от остальных. На сновании вышеизложенного могут возникать постоянные конфликты.
- Распадающиеся: семьи, находящиеся на грани распада. Происходит это по причине разрыва между родителями. Как правило, в этот конфликт вовлечены и дети.
Проблемы неблагополучных семей
Для семей любого типа характерны две проблемы: психологического и экономического характера. Рассмотрим каждую проблему более подробно.
Проблемы экономического характера напрямую связаны от дохода родителей. Родители могут вовсе не работать или работать, но их заработок недостаточен для нормальной жизнедеятельности. Как следствие, в семьях с маленьким доходом накапливаются долги и, к примеру, за неуплату коммунальных платежей могут отключить свет, воду или газ.
Из-за недостатка денег питание детей также находится на низком уровне. Детям, в любом возрасте для нормального развития необходимы белки, жиры и углеводы в достаточном количестве. Но в семье с низким доходом, самый часто встречающийся продукт питания — макароны.
С одеждой дела обстоят также плохо: вещи детей могут быть не по сезону, полу или размеру. Особенно тяжело переносят данный факт отсутствия нормальной одежды подростки, ведь именно в этом возрасте происходит их моральное и социальное становление среди сверстников.
Проблемы психологического характера одинаково могут возникнуть, как у детей, так и у взрослых.
Дети в таких семьях чувствуют эмоциональную, физическую или психологическую изолированность от остальных членов семьи. Родители или старшие братья и сестры не обращают внимания на ребенка, перестают удовлетворять его потребности, могут запретить обниматься или вовсе запереть в отдельной комнате, оставив его наедине с самим собой.
После таких манипуляций, ребенок теряет чувство привязанности к семье и попросту не знает, что такое сочувствие. Нередко такие дети могут даже убить животное или дерутся со сверстниками.
Итак, приведем пример психологически проблемных семей.
В одной семье были частые конфликты между матерью отцом и бабушкой (матерью отца) И вот, когда в очередной раз возник скандал, отец и бабушка начали избивать мать. Старший ребенок (на тот момент ему было 5 лет и всего детей было трое) не особо понимая, что происходит присоединился к процессу избиения. Об этом случае в органы опеки просигнализировал врач районной больницы, который занимался лечения женщины после избиения.
Спустя три года после случившегося, взрослые в этой семье начали выпивать и приглашать к застолью других взрослых. Исходя из этого семью поставили на учет и изъяли детей. Благо родители образумились и исправились, и вот уже через три месяца забрали детей обратно и их жизнь наладилась.
Бывает ситуация, когда родители в нетрезвом виде появляются в общественных местах. Такое поведение взрослых также отображается на эмоциональном и психологическом состоянии их родных детей.
Примером данного случая стала полная семья, мать которой спала на остановке в состоянии алкогольного опьянения. Об этом в органы опеки сообщила учительница, которая учила единственного сына это семьи. Мальчику было всего 10 лет — он был ответственный и прилежный, а матери — 50.
Спустя некоторое время, родители все же не перестали выпивать и их ребенка отправили в приют. И вот спустя время, мать одумалась и согласилась пройти лечение от алкогольной зависимости.
Ответственный ребенок в неблагополучной семье — большая редкость. Обычно дети подстраиваются по взрослых, так как родители являются примером для детей.
Редким случаем является и исправление родителей, а именно преодоление ими экономических и психических трудностей.
В одной неполной семье мать неоднократно пыталась справится с алкогольной зависимостью. Вроде держалась, но через некоторое время срывалась. И так несколько раз. Но как только органы опеки изъяли ребенка и поместили в приют, мать тут же осознала всю серьёзность ситуации. Она прошла лечение, устроилась на хорошую работу, приобрела новый дом и забрала свою дочь.
Причины появления неблагополучных семей
Всего существует три причины, из-за которых появляются новые неблагополучные семьи.
К ним относят:
- Биологические проблемы. Это недоразвитие у детей или психические нарушения у родителей.
- Психологическо-педагогические. Так называются проблемы расхождения во мнениях и взглядах на правильное воспитание общих детей между родителями.
- Напряженная, обстановка в стране экономического и социального характера.
Рассмотрим каждый вышеперечисленный фактор более подробно.
Внешняя обстановка в стране. Этот фактор напрямую влияет на появление неблагополучных семей. Постоянный рост цен, потеря работы, сокращение на работе, образование долгов и невозможность создания благоприятных условий для жизни — это приводит к кризисному состоянию внутри семьи.
На момент 2019 года, по данным Росстата, численность безработных в стране насчитывала более трех с половиной человек, среди которых были:
- 50 с половиной процентов безработных имели семью, то есть состояли в браке.
- 15 целых и три десятых процента были сокращены или распущены после закрытия предприятий.
- 14 целых и шесть десятых – студенты и пенсионеры. Если подумать, то почти три миллиона оставшихся безработных – здоровое трудоспособное молодые население.
В следующем 2020 году численность безработных насчитывала уже 4 миллиона человек. А эти цифры говорят нам только об одном – еще больше семей примкнули к числу неблагоприятных по экономическим и социальным причинам, развивающимся в стране.
Психологические причины. Таких причин внутри каждой отдельной семьи может быть достаточно много: конфликты между отцом и матерью, чрезмерная опека (гиперопека), завышенные требования к своему ребенку, неправильное противоречивое воспитание, подчинение ребенка воле родителей.
Приведём пример такой семьи, где мать не смирилась с новой семьей своего сына. Уже достаточно взрослый сын получил образование, отслужил службу, женился и у них с женой появилась дочка. Но мать молодого человека все никак не могла смириться с новой женой.
На фоне данной обстановки, молодой отец начал выпивать по причине постоянных скандалов с женой и своей матерью. Подрастающая дочка, видя всю семейную обстановку, растет в психологически нестабильной обстановке. И эта обстановка очень вредит ребенку.
Но случается так, что уже повзрослевшие дети в неблагополучных семьях копируют поведение своих родителей уже в своих новых созданных семьях.
Приведем пример на эту тему: в одной неблагополучной многодетной семье оба родителя не работали. Они возомнили себе то, что им должно доставаться все просто так, так как у них много детей и им все должны помогать продуктами, деньгами и одеждой. Также они не платили за коммуналку и другие виды услуг.
Немного повзрослев, старший сын данной семьи захотел поступить в школу кадетов. Но в силу того, что у родителей не было денег даже на билет ребёнку в другой район, где располагалась учреждение, юноша на обучение в желаемое место не попал. В итоге все дети без исключения выросли похожими на своих радетелей и так ничего и не добились в жизни.
В еще одной семье сестра и брат до совершеннолетия находились в приюте. Повзрослев и выйдя в свет, родственники решили вернуться к своей биологической матери и начали вести разгульный образ жизни, закрепляя это все алкогольной зависимостью.
С течением времени мать умерла, а брат с сестрой проживали в квартире, не меняв ничего в своей жизни и никак не образумившись. У сестры спустя время появилось трое детей от разных отцов. А брат позже сел за убийство очередного сожителя сестры. У уже повзрослевшей женщины детей все же отобрали, и одну из дочерей забрали в хорошую семью. По словам новых родителей, девушка уже в 16 лет иногда копирует мать и как минимум была поймана на вранье.
Биологические причины. Биологическими причинами называются множественные отклонения (физические, психологические) у родственников, детей или родителей. Это могут быть психологические отклонения, недостаточное развитие, инвалидность. И с такими трудностями справится далеко не каждая семья.
Практически нет случаев, когда семья становится неблагополучной из-за биологических проблем ее членов. Но сайт Центра социального развития Нижегородской области все же располагает некоторыми примерами, которые будут приведены ниже.
Первым примером служит семья, где с течением времени отец скончался от онкологического заболевания. Изначально семья была полной и с хорошим достатком. Двое сыновей были увлечены спортом, мать и отец работали на хороших работах. Но спустя некоторое время у отца нашли рак и, несмотря на интенсивное дорогостоящее лечение, мужчина скончался.
После случившегося, мать устроилась на другую, более оплачиваемую работу. Но несмотря даже на это, доход семьи очень упал. В семье в связи с этими событиями возникли разногласия и начались конфликты. Мать пыталась справится с проблемами сама, но все же обратилась в данный центр социального развития и ей помогли. С каждым из членов семьи поработали такие специалисты как юрист и психолог. Мальчики начали вести себя спокойней, атмосфера в семье значительно улучшилась.
Второй пример поведает нам ситуацию, в которой мать начала злоупотреблять алкоголем после смерти мужа.
В данной семье все было достаточно благополучно, но в один момент глава семьи трагически погиб. Мать по причине утери мужа начала выпивать, потеряла работу и перестала смотреть за детьми-близнецами, которым было по 12 лет.
Чуть позже о проблеме детей в органы опеки заявили соседи. После проверки семьи специалистами детей изъяли, а матери предложили помощь по лечению ее от алкогольной зависимости. Мать согласилась, но после нескольких срывов детей окончательно изъяли из семьи.
Кто занимается неблагополучными семьями
На территории РФ действуют несколько организаций по выявлению и представлению помощи неблагополучным семьям. Совместно они называются органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ниже в статье эти организации будут называться органами/системой профилактики.
Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). Они бывают местными, региональными, городскими, муниципальными и районными. Также на территории России есть и правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних.
КДН является главным органом в системе профилактики. Именно комиссия по делам несовершеннолетних занимается координацией всех остальных органов и решает, как и каким образом помочь той или иной неблагополучной семье. Здесь принимает решение не один человек, а группа уполномоченных сотрудников, именно поэтому КДН еще называют коллегиальным органом.
Руководители у КДН разные, собственные. Если это региональная КДН, то курируют ее главы региона, а если городская, то городские и т.п.
К комиссии могут привлекать представителей конфессий, общественных организаций или отдельных лиц, которые имеют опыт или образование в работе с несовершеннолетними.
Как работают комиссии по делам с несовершеннолетними
КДН — как было сказано выше, коллегиальный орган, который курирует все систему профилактики. Но есть и орган, курирующий и саму КДН — это прокуратура.
Заседания комиссии проводятся регулярно — один или два раза в неделю. На одном слушании могут снимать с учета подростка, на другом — назначить административный штраф, а на третьем — провести беседу с целью профилактики. В процессе заседания рассматриваются характеристики из учебных учреждений, выявляются новые обстоятельства из жизни семьи, которую слушают.
На комиссии участвует множество представителей органов системы профилактики. Роль председателя выполняет замглавы района. В состав входят также глава отдела образования, глава отдела опеки, представитель одного из отделов МВД, представитель МЧС, представитель социальной защиты, представитель системы образования (сотрудник школы, куда ходит ребёнок из неблагополучной семьи). В общей сложности, членов комиссии всегда насчитывается около десяти человек — не больше.
Понятное дело, что каждая семья уникальна и дела совсем разные. Поэтому к каждой семье подбирается индивидуальный подход. Назначенная программа может меняться, редактироваться, продлеваться или вовсе отменяться — все зависит от ситуации. Прокуратура — надзорный орган в данном случае за КДН, всегда следит за достаточностью принятых мероприятий. Если мероприятий недостаточно — выносится соответствующий акт прокурорского реагирования.
Комиссия по делам несовершеннолетних внимательно следит за реализацией программы социальной адаптации. Ее сотрудники ежемесячно приходит в дом/квартиру семей, с которыми работает (особенно в праздники посещения могут быть чуть ли не каждый день).
Как семьи попадают на учет в КДН? Это может быть привлечение несовершеннолетних детей к уголовной или административной ответственности, или привлечение их родителей (например, за неисполнение своих обязанностей как родителей или за неуплату алиментов).
Порядок попадания на учет в комиссию по делам несовершеннолетних следующий: родители плохо обращаются со своими детьми или страдают от алкогольной зависимости, соседи или другие свидетели обращают на это внимание и сигнализируют, к примеру — в полицию.
Приезжают слуги правопорядка, исследуют среду обитания детей и составляется протокол неисполнения родительских обязанностей, если условия проживания не соответствует нормам. Далее предоставленный протокол исследует КДН и вся семья становится на учет, как неблагополучная. Сроки учета и меры социальной адаптации у каждой семьи разный.
Органы управления социальной защитой населения — Министерство труда РФ, центры психолого-педагогические и психологической помощи, отделы соц. защиты и организации соц. обслуживания. Главная задача этих организаций – помощь неблагополучным семьями их социальной адаптации.
Психологи и социальные педагоги работают с детьми и их родители в преодолении трудностей и кризисом внутри семьи посредством наблюдений и создания различных тематических тренингов.
Органы социальной защиты населения имеют право встречаться с несовершеннолетними и их родителями для проведения бесед с целью выяснения обстановки внутри их семьи. Также вышеуказанные органы имеют право на доступ к информации о семье у любой организации для получения данных, исключительно касающихся дела.
Органы управления образованием — это различные образовательные организации, такие, как: государственные департаменты управления образованием, Рособрнадзор, министерство науки и образования и т.п. Также к этому числу можно отнести школы, детские сады и колледжи.
Вышеперечисленные образовательные органы ведут непосредственное наблюдение за детьми в школах, детских сада и т.д. Специалисты проводят различные опросы, тесты, беседы и анкетирования с целью получения нужной информации. Таким образом специалисты вовремя выявляют детей с некоторыми трудностями и помогают им. Более подробно о том, как выявляются семьи с трудностями и как им помогают, будет описано далее.
Органы опеки и попечительства подразделяются они на местные и региональные.
В основном они взаимодействуют с детьми следующих категорий:
- У которых вообще нет родителей или родители ограничены в правах или лишены их.
- Недееспособны или ограничены в дееспособности.
- Отбывают наказание за преступление.
Таких детей называют сиротами или дети, оставшиеся без попечения родителей.
Органы опеки имеют право приходить домой к неблагополучным семьям с целью проверки условий проживания детей в данной семье. Также опека может проводить беседы с семьями, направлять их в другие вспомогательные организации для помощи. Также органы опеки и попечительства имеют полное право в получении информации из разных специальных организаций для защиты прав детей.
Также опекунская организация становится временным законным представителем ребенка и его интересов, когда тот временно или постоянно находится без попечения родителей. Продолжается это до тех пор пока ребёнку не найдут семью или не отправят в специализированную социальную организацию.
Органы по делам молодежи. Бывают региональными и федеральными. У федеральных органов имеется свои агентства, а у региональных имеются различные центры для помощи молодежи или их социального обслуживания.
Такие организации обычно пропагандируют полезные привычки и здоровый образ жизни, спорт, туризм и другие полезные для здоровья виды деятельности. Также специалисты выявляют детей, находящихся в социально опасном положении и помогают организовать свое свободное время, заняв его полезным отдыхом. Представители органов по делам молодежи имеют право посещения семей и выяснения его образа жизни.
Органы управления здравоохранением. Отделы здравоохранения и департаменты – организации на уровне регионов, а на федеральном уровне – Минздрав Российской Федерации. По местным меркам представителями являются аптеки, больницы и поликлиники.
Все медицинские специалисты, работая с населением, помимо своей прямой обязанности, также занимаются выявлением неблагополучных семей и помогают им с оказанием необходимой медицинской помощи или обследования.
Медработники также посещают проблемные семьи и помогают им с их недугами: алкогольной зависимостью, инфекциями посредством половых путей и с психическими или психологическими отклонениями.
Представители наркологических диспансеров консультируют всех членов неблагополучных семей с алкогольной зависимостью и с зависимыми проводят все необходимые операции для излечения от недуга.
Органы службы занятости. Это множественные государственные отделения по занятости населения. Если затрагивать региональные масштаб, то представителями здесь выступают различные департаменты и комитеты по труду. А если брать федеральный масштаб — это Роструд. Помогают такие организации профориентирентацией молодого населения и трудоустройством безработных лиц.
Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН) — эта государственная организация схожа с комиссией по делам несовершеннолетних, так как выполняет очень важную роль в реабилитации проблемных семей. Существуют ПДН на транспорте, районные и муниципальные.
ПДН — орган, который контролирует семьи, где присутствуют алкогольная или наркотическая зависимость родителей. И работу служба чаще проводит по отношению к взрослым, совершившим какое-либо правонарушение по отношению несовершеннолетним.
Представители ПДН занимаются следующими делами:
- Совершение детьми различных преступлений или правонарушение.
- Поиск безнадзорных и беспризорных детей.
- Наблюдение за условиями несовершеннолетних в их семье и защита их прав и интересов.
- Проведение лекций и бесед с неблагополучными семьями с целью их реабилитации.
Органы ПДН ведут свой собственный учет несовершеннолетних именуемый в народе «Учетом в детской комнате милиции».
Какие группы детей попадают в данный список:
- Совершившие антиобщественное деяние К примеру — попрошайничество.
- Отбывшие наказание за какое-либо преступление.
- Употребляющие алкогольные напитки или наркотические средства.
- Подозреваемое или обвиняемые в совершении преступления.
- Совершившие преступления, но не достигшие возраста для отбывания наказания (14 и 16 лет) или не отбывающие соответствующее наказание в силу психического заболевания.
- Получившие условную меру наказания или вовсе освобожденные от наказания.
- Совершившие правонарушение.
Помимо детей, на учет в ПДН могут поставит и их родителей, как лиц, должным образом не исполняющих родительских обязанностей и нарушают нормальное развитие своего ребенка (ограничивают во всем, неблаготворно влияют на поведение и предлагают совместное употребление алкоголя).
Первое правонарушение ребенка или родителя может и не стать поводом для постановки на учет.
Учеты КДН и ПДН отличаются
Список учетов в ПДН и КДН схожи. К примеру, учет семей с социально опасным положением и профилактический учет, куда относят детей, совершивших какое-либо правонарушение, имеются в обеих организациях.
Но эти организации работают по разным нормативным актам. Например, в ПДН учет попадают несовершеннолетние, совершившие преступления или правонарушения, а в КДН учет попадают семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (такие семьи и их члены никаких преступлений обычно не совершают). Попадающие в учет КДН семьи подвергаются реабилитации — для них специалисты разрабатывают план индивидуальных мероприятий по улучшению условий семьи в целом.
Но существует и раннее выявление неблагополучных семей и их реабилитация. К примеру, если семьи имеются какие-либо трудности, но на учет ее не ставят, ей все равно помогут и без этого самого учета. Это может быть устройство на работу или психологическая помощь в виде беседы.
Выявление неблагополучных семей
Выявлением семей с трудностями на ранних этапах чаще всего занимаются педагоги, учителя и воспитателя в детских садах. В этот список можно также отнести случайных свидетелей или соседей, медработников и представителей других подобных социальных служб.
Как было написано ранее, все образовательное учреждения в обязательном порядке должны следить за посещаемостью обучающихся. И если ученик долго или периодически отсутствует социальные представители учреждения обязаны проверить, все ли хорошо в семье в указанного ребенка, а также помочь ему в получении соответствующего образования.
Помимо этого, учителя и воспитателя наблюдают за следующим:
- Имеются ли все канцелярские товары у ребенка, необходимые для учебы. Соответствует ли одежда и обувь сезону и опрятный ли внешний вид ученика в целом.
- Как часто бывают опоздания.
- Выполняет ли ученик домашние задания и как часто он этого не делает.
- Имеются ли ссадины, синяки и др.
- Часто ли ребёнок болеет и есть ли у него хронические заболевания.
- Имеются ли жалобы на напряженную обстановку в семье, голод, недосып и т.п.
Как в школах выявляют неблагополучные семьи
Работая в школе, учитель помимо своей непосредственной работы, выполняет дополнительное наблюдение за учениками: их внешним видом, успеваемостью, поведением и общением с учителем и своими сверстниками. Эти факторы могут указать на многое, к примеру, на то, что ребенок расчет в неблагополучной семье.
Кроме того, учителя и классные руководители периодически проводят профилактические беседы: о вреде наркотиков, алкоголя, ранних половых связях и их последствиях. По этим темам (соответственно с разрешения родителей) проводится заполнения учениками различных тестов и анкет на подобные темы.
В каждой школе имеется тематический план о проведении внеклассных занятий по правилам дорожного движения, профессиональной ориентированности и т.п. Кроме всего прочего проводятся наблюдения за внешним видом учеников, их условий проживания и тематические беседы на эти темы.
Помимо учителей, данную социальную работу могут выполнять завуч, руководитель по воспитательной работе, социальный педагог и психолог.
В случае, когда учитель заметил в ученике какой-то недочет (прогуливает уроки, выглядит неопрятно, имеются синяки и т.п.), он проводит с учеником беседу. И если из беседы видно, что у подростка проблемы, с ним уже могут побеседовать директор или завуч для выяснения причины его такого поведения.
При необходимости директор может вызвать родителей и разъяснить им то, что при недолжном виде или поведении их ребенка могут направить информацию в КНД и поставить семью на соответствующий учет.
Перед тем, как проводится комиссия, решается вопрос о том, справляются ли родители со своими обязанностями по отношению к своему ребенку. И если нет, то семья ставится на учет. Этот может быть даже при условии хорошего заработка в семье, но когда оба родителя ребенком абсолютно не занимаются.
О том, что семью поставили на учет сообщается на работу родителям и данный учет распространяется на всех детей, а ее на кого-то конкретно.
В основном не допустить постановки на учет целой семьи достаточно беседы с учеником, который к примеру, прогуливает уроки. Достаточно просто «пригрозить» комиссией по делам несовершеннолетних и что ему будет за дальнейшие прогулы.
Соседи или неравнодушные посторонние люди также зачастую обращают внимание на детей с синяками, с неопрятной грязной одеждой не по сезону. Также соседи могут часто наблюдать в доме семьи, крики и детский плач.
Для того, чтобы просигнализировать о неблагополучной семье, можно обратиться в органы опеки, КДН и ПДН. Также можно обратиться в любой орган системы профилактики.
И если он даже не уполномочен на действие проверки семьи, сигнал передается на уполномоченный орган. В случае, когда слышны детские крики о помощи или вы стали свидетелем издевательства над детьми, можно срочно звонить в полицию – ее сотрудники разберутся с ситуацией сами и направят информацию куда необходимо.
Как еще государство узнает о неблагополучных семьях
Ниже будет приведен еще один интересный пример.
Девушка возрастом 17 лет жила с родителями за границей и прилетела на праздники на свою родину. Собравшись обратно, она вспомнила, что за границей забыла разрешение родителей на выезд из страны. В данной ситуации отсутствие данного документа не позволяет выезд из страны пребывания и девушку не выпустили.
Во время произошедшего инцидента прямо в аэропорту сотрудники полиции составили акт в отношении родителей несовершеннолетней. Этот акт направляется в КДН и в дальнейшем рассматривается вопрос о постановке семьи на учет. В силу того, что у девушки имеются документы об учебе за границей на учет семья ставится конечно не будет, но данный факт произошедшего будет учтен.
Как наша соцзащита реагирует на сигналы о неблагополучных семьях
Итак, рассмотрим случаи, как и кто может обратиться в органы опеки с сигналом на возможную неблагополучную семью:
- Сотрудники роддома могут сообщить о роженицах в нетрезвом состоянии или сомнительных женщинах, которые, возможно, не планируют забирать новорожденного.
- Педиатры или медсестры, периодически посещающие место жительства семей с детьми, могут направить сигнал в опеку, когда условия проживания не соответствуют нормам или присутствует антисанитария.
- Образовательные организации (школы, детские сады и др.). Но чаше всего при обращении они стараются преподносить все не совсем прямо, иногда сообщая информацию не вовремя.
Реагирование на сигнал представителями органов опеки происходит в течение трех дней. В течение этого время собирается комиссия, которая впоследствии выезжает на место жительства семьи и оценивает обстановку.
На что делается акцент первого визита органов опеки и попечительства:
- Порядок в доме/квартире: нет ли побитой грязной посуды и грязи в целом, пустых бутылок из-под алкогольных напитков и т.д.
- Ухоженность в доме домашних животных.
- Запах в жилище.
- Общий вид жилья: не разбиты ли окна, заделаны ли щели; на наличие отдельного места для сна, еды и занятий; не оборваны ли обои, имеется ли туалет, душ и т.п.
- Наличие развивающих игр и игрушек у ребенка.
- Нет ли у кого-то из членов семьи следов побоев.
- Количество проживающих в жилом помещении.
- Доброжелательность хозяев.
Выявив всю интересующую информацию, представители органов опеки составляют акт обследования условий жизни несовершеннолетнего.
Если призыв к исследованию срочный (ребенок находится без присмотра или находится с нетрезвыми родителями и др.), комиссия выезжает в день обращения.
Например, поступил сигнал (анонимный звонок) о том, что маленький грудной ребенок находится в семье, где несколько дней распивают спиртные напитки и устраивают шумные гулянки. Комиссия выехала в день обращения и приехав к квартире долго не могла в нее попасть. Вызвав сотрудников МЧС, квартиру взломали (основанием к данному действию стала возможная опасность ребенку).
Попав в квартиру, сотрудники опеки тут же обратили внимание на маленького ребенка — у него была повышена температуры, переполнен памперс и в уязвимых местах присутствовали опрелости. Ребенка тут же забрали в районную больницу на лечение, но мать с ним не поехала. После лечения, ребенок попал в дом малютки. Но через полгода родители все же исправились и забрали его обратно. История на этом не закончилась: через три года история повторилась и родителей лишили родительских прав.
Ложных сигналов в органы опеки практически не поступает — множество случаев, к сожалению, все же подтверждается.
После исследования условий проживания семьи, специалисты органов опеки собирают специальный консилиум — МРСК (муниципальный социально-реабилитационный консилиум). Существуют такие комиссии не во всех регионах. В их состав входят различные представителей социальных служб: отдел образования, центр занятости, отдел социальной защиты, опеки и здравоохранения, представители КНД и ПДН. Ну и на консилиум пригашают саму семью.
Данный консилиум занимается подбором мероприятий для улучшения качества жизни семьи и создания благоприятных условий. К примеру специалисты предлагают пройти лечение от наркотической и алкогольной зависимости, устроиться на работу и улучшить жилищные условия. Также МРСК решают, где будут жить дети на время реабилитации семьи (в приюте или дома, смотря по ситуации). Если дети остаются жить дома – то комиссия тщательно наблюдает за семьей и периодически ее посещает.
Комиссия подразделяется на межведомственную (ПДН, КДН, опека и органы социальной защиты) и ведомственную (школы, детские сады или поликлиника — только одна из этих организаций). При более трудных ситуациях детей отправляют на медицинское обследование, а затем в приют или дом малютки.
После МРСК данное решение по делу семьи направляются в КДН, где КДН соглашается или не соглашается с принятым решением.
Как работают с неблагополучными семьями и помогают им
У каждой неблагополучной семьи свои индивидуальные проблемы, и решение к ним, соответственно, также индивидуально. У органов опеки нет единой программы помощи — реабилитация для каждой семьи своя. Кому-то достаточно помочь продуктами, кому-то уже нужна юридическая помощь, а кто-то просто нуждается в беседе с психологом.
Помимо всего прочего, органы опеки и попечительства занимаются помощью в реабилитационном плане – выдают направления от своего имени для лечения наркотической, игровой или алкогольной зависимости. Для детей от семи до четырнадцати лет предоставляют право на оздоровление в санаториях на время каникул. А от 14 лет детям соцзащита может предложить оплачиваемую работу в соответствии с возрастом также в период каникул (зачастую летних).
Ниже будут приведены несколько примеров того, как помогают неблагополучным семьям.
У одной неполной семьи (матери с тремя маленькими детьми) были проблемы с финансами, поэтому ремонт конечно был, но требовал обновления. Но дело не в этом. Срочной замены требовало окно в комнате — оно было старым и деревянным, а из двух привычных стекол (двух рам) было только наружное, вместо внутреннего был осколок. Но самым волнующим было то, что жили они в квартире на втором этаже и дети часто любили сидеть на подоконнике у этого опасного окна.
Финансирования у органов соцзащиты не было, но ее представители все же обратились за помощью к одному из частных предпринимателей, занимающимся производством и установкой пластиковых окон. Хозяин оконной фирмы тут же положительно откликнулся на просьбу и через три дня у семьи появилось новое безопасное окно, установленное совершенно бесплатно.
У другой семьи проблемы были иного характера. В частном старом доме с печным отоплением проживала семья следующего состава: девочка подросткового возраста, новорожденная девочка (ее сестренка), их мать и бабушка.
У детей была скромная одежда с небольшим выбором и преимущественно не по сезону — теплых веще практически не было. У матери и бабушки та же история. Органы соцзащиты долго думали, как помочь семье и через некоторое время специалисты собрали хорошую б/у одежду. Помимо этого на просьбу откликнулась компания — спонсор для девочки-подростка — и приобрела ей много одежды, которую она пожелала. И больше она не стеснялась своего внешнего вида при виде сверстников.
Социальная организация всегда откликнется на любой призыв о помощи любой семьи. Например, если нет сменного постельного или нижнего белья — специалисты могут скинуться и купить новое, а с постельное белье еще можно где-нибудь найти. Если совсем туго с продуктами, то тут тоже можно найти выход.
Если система профилактики семей не может оказать посильную помощь, она обращается к другим подобным организациям и процесс этот называется соц. сопровождением. В случае необходимости оказания медицинской помощи членам проблемный семье, соцзащита обращается к медицинской организации.
Одним из важных моментов в процессе реабилитации неблагополучной семьи — мотивация на положительные изменения. Бывают такие семье, где все ее члены ждут помощь от кого-то, а сами менять ничего не хотят. В таком случае социальные работники беседуют с семьей и беседа эта несет поучительный характер, так как в ней рассказывается о положительной динамике семей, которые пошли на путь исправления своими силами и огромным желанием. Затем, когда семья начинает свой собственный путь исправления, работники социальных реабилитационных служб всегда стараются поощрить каждый шаг.
Всего существует три метода социальной работы с проблемными семьями: социальный контракт, социальный патронаж и индивидуальная программа адаптации.
Индивидуальная программа социальной адаптации
Это специально разработанный план для неблагополучной семьи, который поможет преодолеть ее особые жизненные трудности. Разрабатывается программа строго индивидуально, ведь каждая семья индивидуальна и проблемы у семей разные. Этот план содержит в себе перечень мероприятий, их объем и сроки выполнения поставленных задач.
Какие мероприятия по социальной адаптации встречаются чаще всего:
- Ведение личного хозяйства (животноводство, растениеводство и др.). Этот метод представлен в виде дополнительного заработка. Органы социальной опеки рассчитывают возможность ведение хозяйства той или иной семьей, их способность к продуктивной работе и, собственно говоря, какой вид хозяйствования им подходит больше.
- Профессиональное обучение: подразумевает формат повышения квалификации или полное обучение новой профессии с ноля.
- Поиск подходящей работы: подразумевает собой нахождение работы для безработных членов проблемной семьи или нахождение более высокооплачиваемой работы для уже работающих членов семьи, чтобы увеличить ее доход.
- Работа в качестве предпринимателя: данный термин подразумевает собой помощь социальных работников в изучении члена проблемной семьи основ индивидуального предпринимательства. Помимо этого, идет и подбор подходящей деятельности исходя из желаний человека.·
Это далеко не все мероприятия, и к тому же, список постоянно пополняется новыми возможностями помощи неблагополучной семье. К примеру, если у родителей имеется какая-либо зависимость, то в соответствии с проблемой назначается положенный курс лечения или консультация.
Но одного заявления мало. Малоимущая семья должна подтвердить свой низкий доход справкам о своих доходах за последние три месяца. Если же выплатами для данной семьи занимается пенсионный фонд – справку можно не запрашивать – социальный фонд запросит ее сам.
Социальный контракт
Данный контракт заключается между одним из родителей и организацией социальной защиты населения. По итогу уполномоченные сотрудники орган соц. защиты выделяют некую сумму денежных средств в виде государственной социальной помощи на улучшение условий жизни семьи. На эти деньги родитель реализовывает свою индивидуальную реабилитационную семейную программу, путем приобретения необходимых нужд. Такая программа становится выходом из трудной жизненной ситуации для многих граждан, чьи семьи получили статус неблагополучных. Исходя из вышенаписанного, целью такой помощи становится стимулирование семьи к оптимальному выходу из сложившейся неблагополучной жизненной ситуации, из которой сами члены семьи, к сожалению, выйти не имеют возможности.
Социальный контракт могут получить далеко не все семьи, а только те, у кого доход ниже прожиточного минимума (малоимущая семья). В этом случае, представители социальных органов ориентируются на прожиточный минимум региона, в котором проживает семья, ведь у каждого региона он может быть разным. Подробнее об этом можно прочитать в специально отведенной статье данной темы нашего журнала Тинькофф.
Что должно быть указано в социальном контракте:
- Вид помощи (в том числе и финансовая помощь).
- Сроки действия (от 3 месяцев до 1 года).
- Размер помощи.
- Порядок оказания помощи.
- Специально разработанная программа семейной реабилитации.
Социальный контракт имеют право заключать только органы социальной защиты населения (!).
Все нюансы по заключению контракта (размеры, порядок выплаты, формы и др.) определяется в зависимости от региона. К примеру, в Московском регионе все вопросы по контракту изложены в Постановлении правительства. Согласно данному законодательству, малоимущая семья подает обращается с заявлением в региональное социальное отделение (в данном случае это Министерство социального развития Московской области).
Но одного заявления мало. Малоимущая семья должна подтвердить свой низкий доход справками о своих доходах за последние три месяца. Если же выплатами для данной семьи занимается пенсионный фонд — справку можно не запрашивать — социальный фонд запросит ее сам.
Заключать контракт с семьей или нет – организация московской социальной защиты решает в течение десяти календарных дней. Но если у представителей организации появятся какие-либо сомнения по поводу доходности, то они могут прийти с проверкой и обследовать место проживания семьи. В этом случае срок на рассмотрение уже увеличивается до тридцати календарных дней.
Когда семья все же получила социальную выплату, она имеет право потратить эти средства только на те нужды, которые прописаны в контракте. Прописью необходимых предметов, в которых нуждается семья, занимаются также органы социальной защиты населения (к примеру только на одежду и обувь для детей или необходимые предметы обихода).
Заключить социальный контракт, означает беспрекословно выполнять все требования, изложенные в нем. Нельзя просто получить денежные средства и потратить на свои, не прописанные в документе, нужды. После получения средств и выполнения всех условий, семья некоторое время должна присылать отчет о условиях проживания даже после истечения срока соц. контракта.
Социальный патронаж
Социальный патронаж — наблюдение за неблагополучными семьями. Под наблюдением подразумевается периодическое посещение жилья семей социальными сотрудниками и оценка условий проживания.
У соц. работников утверждается специальный план по посещению таких семей. В среднем посещения проводятся раз в месяц. В некоторых случаях патронаж проводится чаще раза в месяц. Но имеются случаи и интенсивного патронажа – раз в неделю. В общем, все зависит обстоятельств.
Что касается численности социальных работников, то она может составлять целую комиссию или быть единичной. Чаще всего навещают семью несколькими представителями для более объективной оценки обстановки. Комиссия обычно состоит из следующих лиц:
- Инспектор ПДН.
- Социальный педагог.
- Секретарь КДН.
- Специалист от отделения соц. помощи семье и детям.
- Представитель опеки и попечительства.
Но состав может меняться. К примеру в семью может прийти завуч или учитель из школы, инспектор ПДН и социальный педагог.
Предупреждения о посещении социальной комиссией семья не получает. Неожиданный визит дает более подробный, объективный и правдивый результат по обстановке в неблагополучной семье.
Почему органам профилактики сложно следить за неблагополучными семьями
Перед социальными работниками ежедневно встает проблема посещений семей, а точнее беспрепятственного попадания их в жилище. К примеру в случае с частным домой, сотрудники могут только постучать в жилище, позвонить в звонок или позвонить хозяевам по телефону. Если ответа нет, то более никаких действий они предпринять не могут – любое жилище является неприкосновенной территорией.
Беспрепятственный вход в жилище возможен только в чрезвычайных ситуациях: когда имеется какая-либо угроза для жизни человека и тем более ребенка (слышны крики детей или призыв о помощи, виден дым из окон и т.п.).
Но такое понятие, как угроза для жизни не закреплено в законодательстве, поэтому основания для беспрепятственного входа в жилье семьи должны быть очень серьезными. Поэтому чаще всего социальные представители звонят членам семей, к которым готовят визит, чтобы без проблем попасть в жилище. Но в таком случае семьи успевают подготовится, что немного неправильно сказывается на оценке условий.
Кто и при каких обстоятельствах забирает детей из неблагополучных семей
Забрать ребенка/детей из семьи можно сразу или через процедуру лишения родительских прав недобросовестных родителей. Все о лишении прав уже рассказано в другой статье, поэтому здесь подробнее опишем ситуацию изъятия ребенка.
Немедленное изъятие ребёнка из семьи возможно только при условии угрозы для его жизни или здоровья. Но самое важное здесь, что угроза жизни или здоровью были заметны. К примеру ребенок голодный, не одет должным образом, родители бьют и оскорбляют его и т.п.
И снова приведем пример: в одной семье, где было четверо маленьких детей, дети находились у посторонних детей практически без присмотра. Сигнал поступил от анонима, который рассказал об этом. Приехав на временное место проживания детей, специалисты увидели, что дети грязные с явными признаками педикулеза. Смотрящие люди рассказали, что на связь с родителями выйти невозможно и что детей немедленно необходимо обследовать. Исходя из этого, органы опеки сразу же забрали детей в больницу и после, в дом малютки и старшего из них – в приют.
Угрозу для жизни ребенка оценивают исходя из его возраста. К примеру если грудной ребенок остался без молока – жизненно необходимого регулярного питания – это расценивается как угроза жизни. А если у подростка нет еды, которую он мог бы сам себе приготовить из имеющихся дома продуктов – оснований для угрозы жизни нет.
Здесь также важно отметить, что тяжелое материальное положение семьи – не повод забирать детей от родных. Если родители любят ребенка, заботятся о нем и создают хотя бы минимальные условия для жизни и им просто не хватает денег на продукты и еду, то забрать ребенка из семьи нельзя.
Но как выясняются ситуации, когда ребенку угрожает опасность и его необходимо забрать из семьи? Выясняется это очень просто: во время очередного патронажа или по сигналу посторонних людей или организаций. Но забрать детей у их родитплей имеют право только представители органов опеки. При подобном действии специалистам необходимо составить два акта:
- Акт обследования условий жизни – этот правовой документ показывает все обстоятельства при которых забрать ребенка/детей является необходимым действием.
- Акт об отобрании ребенка – этот правовой документ показывает те обстоятельства, при которых ребенок находится в опасном положении и чтобы избежать беды, необходимо ребенка из семьи изъять в срочном порядке.
- Помимо составления актов и выполнения всех вышеуказанных действий, специалисты социальной опеки направляют всю информацию в прокуратуру. Для чего это необходимо? Прокурор оценивает всю ситуацию и проводит расследования по поводу того, не нарушены ли права ребенка и родителей в сложившейся ситуации или есть ли необходимость в заведении уголовного дела. Если же прокурор не согласен с решением органов опеки, он оспаривает данное решение и обращается в суд для разрешения сложившейся ситуации.
Также поспорить акт об отобрании ребенка могут и сами родители. Для этого необходимо подать иск в суд по месту расположения органов опеки, вынесших решение. О том, как это сделать, вы можете почитать в журнале нашего сайта.
После принятого решения отобрать ребенка у семьи, органы опеки оказывают ему всю необходимую помощь и размещают в специализированном детском учреждении.
Помимо государственных учреждений, ребенка могут передать временным опекунам (ближайшим родственникам). Но перед тем, как отдать временным опекунам органы опеки проверяют их условия проживания. Если условия удовлетворяют всем заявленным нормам, составляется соответствующий акт.
После проведенных манипуляции представителе органов опеки в течении семи рабочих дней подают иск в суд об ограничении или лишении родительских прав.
Как проходят суды по лишению родительских прав
На суде всегда присутствует представитель прокуратуры. Со стороны истца же могут выступать органы опеки и попечительства или один из родителей (а органы опеки уже выступают в роли третьего лица).
Роль органов опеки очень важная, помимо участия они наблюдают за процессом и за тем, не нарушаются ли права участников процесса. В конце слушания опека подает заключение о лишении прав или их восстановлении и на каких основаниях. Лишение родительских прав — крайняя мера, для которой нужны очень веские основания.
Итак, приведем пример: мать-одиночка с четырьмя детьми отсутствовала на момент страшной трагедии – она выпивала у подруги, когда дети находились одни. Один из парней (возрастом всего 2 годика) нашел спички и поджег штору и огонь быстро распространился и охватил частный дом. В итоге двое детей выбрались (девочка 10 лет и мальчик четырех лет), а вот 8 летний мальчик пытался доспать своего двухлетнего братика и, к сожалению, оба погибли. Мать в этот вечер была очень пьяна – на момент проведения экспертизы в крови было 1,7 промилле алкоголя.
В суде мать заявляла, что спички всегда находились высоко, на холодильнике и никто из детей не мог взять их просто так. Ну а что касаемо ее отсутствия, то она утверждала, что все дети самостоятельные и старшие дети всегда присматривают за младшими.
При всем этом семья уже состояла на учете в КДН. Тогда соседи заявили в полицию о том, что в доме были слышны крики – как выяснилось, женщину избивал ее сожитель. КДН проверяя ситуацию в семье, проверила и условия проживания детей и приняла решение поставить семью на учет.
После всего произошедшего, детей временно перевезли в другой город и разместили в социальном центре. Организовали для них и учебу в школе (при центре), и внеурочное время заняли кружками и секциями – все было абсолютно бесплатно. После реабилитации детей пристроили к их отцам, так как все дети были рождены от разных отцов.
В конечном итоге еще неизвестно, лишат ли мать родительских прав – ведь в такой ситуации важно учесть мнение самих детей. И какая мать ни была бы, дети скорее всего примат ее сторону, так как дети практически всегда говорят, что любят своих родителей ни смотря ни на что. Ведь только в исключительных и редких случаях дети недовольны родителями. Настолько редких, что их практически не бывает.
Куда забирают детей из неблагополучных семей
В какие места размещают детей, которых изъяли в срочном порядке, было рассказано ранее. В случае, когда родительских прав лишают только одного родителя, ребенка оставляю со вторым, естественно предварительно проверив условия его проживания.
В случае, когда оба родителя лишаются родительских прав, куда размещать ребенка/детей решают органы опеки и попечительства. В основном это детский дом или ближайшие родственники. Такая же ситуация касается случая, если второй родитель также не хочет принять ребёнка в свою семью.
В случае, если ребенка желают забрать в свою семью ближайшие родственники (дяди, тети, бабушки и т.п.), они должны оформить опеку – право на несение ответственности за несовершеннолетнего. Опека оформляется на детей до 14 лет, а попечительство от 14 до совершеннолетия. Происходит данный процесс путем оформления заявления в органах опеки. Подробнее об этом процессе читайте в нашем Тинькофф журнале.
Вместе с этим, когда у ребенка нет родителей (оба лишены, к примеру, родительских прав) можно его усыновить. Процессом усыновления называется процесс принятия в семью нового ребенка на правах сына или дочери.
Что нужно для того, чтобы усыновить ребенка:
- Обратиться в суд с грамотно написанным заявлением об усыновлении ребенка.
- Получить документ о возможности быть усыновителем. Его заключают органы опеки и попечительства.
- Пройти учебу в школе приемных родителей ( данное действие можно не выполнять родственникам ребенка).
- Обязательно необходимо встать на учет усыновителей.
- По получению права быть усыновителем, установленным по решению суда, необходимо зарегистрировать соответствующий акт в ЗАГСе.
Если нет никого из родственников, желающих забрать ребенка себе, его направляют в соответствующую организацию (дом ребенка, интернет или детский дом).
Но существуют и другие причины того, что дети попадают в детские дома – это уважительная причина временного неисполнения родительских обязанностей. Это конечно крайняя мера, но если нет другого выхода, на время реабилитации семьи ребенка могут разместить в данные учреждения временного содержания несовершеннолетних.
Какие ситуации называют уважительными причинами:
- Единственный из родителей попадает на срочное неотложное лечение и ребенка попросту некому смотреть.
- Единственный родитель работает не по привычному графику – вахтовым методом или вовсе потерял заработок.
- Семья с детьми проживают в непригодном для проживания жилье.
- В семье имеются частые конфликтные ситуации, причиной которых чаще всего бывает алкогольная или наркотическая зависимость и др.
Располагаются дети в такие государственные учреждения по заявлению их представителей. Когда ребенку исполнилось 10 лет, его мнение также учитывают и прислушиваются (в данном случае мнение по поводу размещения в приют).
Родители вместе со всем вышеперечисленными документами подписывают с органами опеки и попечительства соглашение о временном пребывании ребенка в приюте. Это соглашение подразумевает собой какая помощь будет оказана семье на время пребывания ребенка – психологическая, консультативная, юридическая и др. От этого зависит срок пребывания ребенка в приюте, что также указывается в соглашении. Ну и, соответственно, здесь также указывается, каким образом родители/родитель будут навещать своего ребенка.
Если родители по исходу всей ситуации меняют свою семейную жизнь в лучшую сторону, ребенка в семью возвращают, а если родители не меняют свой образ жизни (зачастую неподобающий), то начинается процесс лишения родительских прав недобросовестных родителей.
Что в итоге
- Какая семья называется неблагополучной. Семья данного вида характеризуется пренебрежением нужд родителями по отношению к своим детям. Родители попросту не смотрят за детьми и как минимум, не защищает их права. Также неблагополучная семья – это семья, где родители жестоко обращаются со своими детьми и никак не выполняют свои родительские обязанности.
- Законодательство не предусматривает такое понятие, как «неблагополучная семья». На этот счет в законе указаны такие термины, как «семья/несовершеннолетний, находящийся в социальном положении» или «ребенок/дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».
- На территории РФ действует несколько организаций, выявляющие неблагополучные семьи и помогают им. Но самый главные орган КДН (комиссия по делам несовершеннолетних). Но наибольшую работу выполняют другие органы (школы, больницы, детские сады и др.).
- Органы социальной защиты не имеют общей реабилитации для всех семей – реабилитация у каждой семьи своя, так как проблемы индивидуальны и подход нужен также индивидуальный.
- Просто так ребенка забрать из семьи нельзя. Для этого существуют различные законные основания, которые тщательно проверяются законом. Срочно изъять ребенка из семьи можно, но только органами опеки и при угрожающей жизни ребенку ситуации.