Нерасчетный счет
Предприниматели и государство постоянно стараются перехитрить друг друга. Первые — с целью увеличить финансовое наполнение своих карманов, второе — с целью пополнить запасы казны. Для того чтобы потенциальные налоги не могли пролететь мимо государственной казны, был изобретен простой и действенный, но весьма неприятный для предпринимателей способ — блокировка счета.
Банк, за что?!
По отношению к Центробанку РФ банки с коммерческим статусом являются подчиненными организациями, а потому выдаваемые Центробанком предписания для них обязательны к исполнению. В частности, на них возложена обязанность контролировать действия своих клиентов (а корпоративных — особенно) и отслеживать движения принадлежащих им финансовых средств.
А потому каждая совершаемая клиентом операция должна базироваться на правдоподобном объяснении – иначе на компанию будет возложена вина за отмывание доходов, уклонение от налоговых выплат, а в особо тяжелых случаях — за финансирование терроризма.
В излишней бдительности кредитное учреждение обвинять бессмысленно, разумнее будет предоставить ему логическое объяснение своих финансовых операций. Если же обоснованные аргументы не предоставлены, либо они не удовлетворили банковское учреждение, то первичной мерой воздействия на клиента станет отключение от системы дистанционного обслуживания. Это означает, что банковские услуги становятся недоступными в онлайн-режиме и для решения любого вопроса придется лично явиться в финансовую контору.
Если банковское учреждение решит, что данной меры недостаточно, то вторым этапом станет ограничение возможности распоряжаться имеющимися на счете финансовыми средствами. Например, действия клиента могут ограничить уплатой налогов и прочих обязательных платежей. Все заказы и покупки будут автоматически причисляться к категории подозрительных.
Если с финансовой организацией не удастся мирно договориться, то клиента вынудят к закрытию банковского счета. При этом в качестве прощального жеста доброй воли банк может вернуть средства, имевшиеся в последних переводах, либо перевести оставшиеся деньги на имеющийся в ином банке расчетный счет. Данная процедура будет психологически некомфортной, а для восстановления функционирования расчетного счета понадобится не одна неделя. Клиенты будут потеряны, а обязательства просрочены.
Привет от ФНС
Всевидящее око российской налоговой службы, руководящееся в своей деятельности российским Налоговым кодексом, неустанно бдит за каждым потенциальным налогоплательщиком: при малейшей ошибке его счет блокируется.
Среди обширного спектра ошибок наиболее распространенными являются:
1. Непредоставление в течение 10-дневного периода после завершения срока подачи налоговой декларации.
2. Невыполнение рекомендаций налоговой службы, касающихся предоставления пояснений либо документов. Блокировка счета осуществляется по истечении 16 дней с момента отправки клиенту уведомления.
3. Неуплата штрафов и налогов, также пени. Решение о взыскании платежной суммы и блокировке счета выносится в двухмесячный срок.
4. Непредоставление отчета ежеквартальной категории по касающемуся работников НДФЛ. Счет блокируется по истечении декады от установленной для предоставления документа даты.
Привет от закона противодействия терроризму
Кроме того, блокировка счета может быть осуществлена на базе касающегося противодействия терроризму законодательства. Банковские учреждения обязывают содействовать исполнению этого закона. Для этого они должны контролировать компании как в момент открытия счетов, так и в процессе дальнейшего сотрудничества.
Если на клиента падает подозрение в пособничестве преступникам, счет ему могут вообще не открыть, а при наличии уже открытого — его действие приостанавливается. Репутация пополнившей «черный список» компании резко становится негативной.
Что за «черный список»?
Хотя теоретически закон, запрещающий сотрудничество с числящимися в черном списке фирмами, отсутствует, тем не менее кредитные организации обращают на такие списки пристальное внимание, выставляя фигурирующим в них клиентам отказ на официальном основании.
Специфическими требованиями форма отказа не наделяется, а формулировка может быть следующей: «Касающиеся вашего счета операции нарушают требования закона Ф3 № 115-Ф3 либо «Поскольку ваши платежи вызывают подозрение, просим предоставить подтверждающую документацию».
Репутация подлежит восстановлению — для этого используются имеющиеся в том же законе рекомендации. Банку должны быть предоставлены доказательства: а) реального существования компании, и б) факта, что это предприятие работает, а не занимается обналичиванием незаконных средств. Роль доказательной базы можно возложить на касающуюся последнего квартала налоговую декларацию, заключаемые с контрагентами договоры, платежные поручения в отношении уплаченных налогов.
В течение декады после получения предоставленной в качестве доказательства документации финансовое учреждение обязано вынести решение по поводу продолжения сотрудничества с данным клиентом либо прекращения такового. Если выбран первый вариант, клиент из «черного списка» исключается. Если же банк не выказал доверия к предоставленным доказательствам честности, то его приказ может быть обжалован посредством обращения в Центробанк.
Последний отправляет в выставивший отказ банк запрос с требованием объяснения причин отказа. В ожидании ответа Центробанк в самостоятельном режиме проверяет клиента. Если доказательства его устроят, то через 20-дневный период (дни рабочие) клиент также покинет «черный список».
Стоит отметить, что на исключение компании из «черного списка» может быть уполномочен лишь тот банк, который компанию в этот список зачислил. Поэтому в случае чрезмерных придирок этого банка использование услуг Центробанка будет вполне закономерным, и обращаться туда нужно без всяких сомнений.
Как не быть подозрительным?
Соблюдение нескольких специфических правил дает возможность добросовестному бизнесмену убедить финансовое учреждение в своей непричастности к неправомерным действиям.
Итак, правила «хорошего поведения» таковы:
- Платежи в бюджет должны составлять, по отношению к прочим поступлениям на счет, не менее 0,9%. Меньший уровень платежей вызывает законное подозрение, вне зависимости от наличия нескольких платежей в различных банках. Платежные документы следует сохранять и по первому требованию предоставлять. А еще налоги можно распределить таким образом, чтобы в каждом банковском учреждении от поступлений отчислялся 1%.
- Выплачиваемая сотрудникам зарплата не должна находиться ниже уровня прожиточного минимума. В ином случае следует объяснять причину низкого заработка (например, работа на половину ставки).
- Основания платежей следует ограничивать рамками деятельности предприятия. Если же в назначении платежа указана «продажа косметики», в то время как фирма ориентирована на строительное направление, то можно объяснить платеж заменой сферы деятельности: строительный бизнес оказался неэффективным, а соответствующие новому направлению документы предприниматель оформить не успел.
- Принадлежащий компании IP-адрес не должен совпадать с аналогом подозрительной фирмы. Если такое произошло, у банка создастся впечатление, что деятельность созданных одним человеком различных организаций контролируется с одного компьютера. Следует тщательно изучать предназначенное для аренды под офис место.
- Обналичивание средств должно быть лимитировано рамками банка. Подозрение вызывает моментальное обналичивание посредством корпоративной карты поступающих по безналу денег. Выданные магазинами чеки следует сохранять и предъявлять.
- Средства на счет должны поступать равномерно. В ином случае (если движение средств отсутствовало долгое время, а после этого появились существенные вливания) придется предоставить объяснение: либо это долгое ожидание оплат по договорам, либо ведение сезонной деятельности.
Что делать, если счет все-таки заблокировали
Проверить личную непорочность можно с помощью поданного на платформе ФНС запроса, касающегося действующих по поводу приостановления деятельности решений. Если в выданной по запросу информации фирма фигурирует, то новый счет можно будет открыть исключительно после разблокирования старого.
Для этого банку следует передать заявку с просьбой о выяснении причины для отказа. Ответ приходит, как правило, через пару дней. Если предъявляемые финансовым учреждением требования не выходят за рамки разумности, то в предельно короткий срок необходимо предоставить требуемую документацию. В иной ситуации, как было указано выше, для разрешения конфликта следует привлекать Центробанк.
Краткое напутствие
- Скрупулезно собирайте касающиеся вашей деятельности документальные доказательства.
- Предоставляйте документацию в максимально короткий срок после выставления требования банком — экономьте выгоду и время.
- Не поддавайтесь панике при известии о блокировке счета. Эту временную неприятность можно ликвидировать.
- Не осуществляйте «под носом» у ФНС сомнительные махинации, и тогда расчетный счет долгое время будет вас радовать.